Название: Дни жатвы / Дни Рая Оригинальное название: Days of Heaven Год выхода: 1978 Жанр: драма, мелодрама Режиссер: Терренс Малик / Terrence Malick В ролях: Ричард Гир, Брук Эдамс, Сэм Шепард, Линда Мэнз, Роберт Дж. Уилки, Джекки Шултис, Стюарт Марголин, Тимоти Скотт, Джин Белл, Даг Кершоу, Ричард Либертини и др.
О фильме: Тысячи искателей лучшей доли прибывают в начале столетия на плодородные земли Техаса, где уродился невиданный урожай. Среди переселенцев и двое любовников, выдающих себя за брата и сестру. А когда фермер влюбляется в эту красивую женщину, то любовники решают затеять с ним рискованную игру…
Один из самых знаменитых фильмов в истории мирового кино! Истинный шедевр, над которым не властны мода и время! Второй фильм самого загадочного режиссера современности Терренса Малика. Изумительно красиво снятая картина с музыкой великого Эннио Морриконе и молодым Ричардом Гиром в главной роли. Нестор Альмендрос получил "Оскара" за операторское мастерство, с каким уравнены в картинке люди, злаки, ландшафты, дороги начала века и вечные ошибки людей. Потрясающая история двух мужчин, влюбленных в одну женщину. Персонажи фильма прибывают в долину, где многие до них искали рай. Но мужчина вспыльчив, а женщина безвольна, они предадут доверившегося им человека и пожнут бурю в лучших традициях американского романтизма.
Действие фильма происходит в начале века, после индустриальной революции. "Дни рая" - это хроника похождений бездомного бродяги-рабочего (Гир), его младшей сестренки (Мэнз) и закадычного друга (Эдамс). Они направляются на поиски лучшей доли и работы в развитые, промышленные города в сердце страны. Когда вспыльчивый Гир убивает в приступе гнева мастера на сталелитейном заводе, вся троица бросается в поезд, к равнинам Техаса, слившись с бесконечным караваном бездомных эмигрантов, ищущих работу. Судьба приводит их в земли богатого, добившегося всего своим трудом фермера (Шепард), который предлагает им работу на время сбора урожая. Сам он, человек незаурядный и энигматичный, живущий в огромном викторианском особняке, как бы присматривающий за своей золотистой, колосящейся империей, медленно поправляется от какой-то болезни. Он видит, как девушка (Эдамс) работает в поле и постепенно влюбляется в нее. Через какое-то время после свадьбы все четверо живут вместе, будто одна семья, достойно и счастливо. Дело начинает меняться, когда девушка влюбляется в фермера, а ведь брат и его приятель надеялись на скорую кончину и наследство. Когда Шепард замечает двойственность любви, гнев его подобен гневу Фараона из Старого Завета. Тихий и краткий рай быстро разваливается на куски. Эта практически библейская история подана Маликом с ясным взглядом и без всякой сентиментальности, с четким и продуманным использованием образа, музыки и операторской техники. Особенно захватывает дух гиперреалистическая техника Альмендроса - "Оскар" за лучшую операторскую работу. Диалоги редки и почти бессвязны на фоне шопота пшеницы, рокота машин и ужасного скрежета туч саранчи. Музыка Морриконе способствует незабываемости картины. Номинации за музыкальное сопровождение, костюмы, звук. (Иванов М.)
***
Билл и Эбби — пара влюблённых, выдающих себя за брата и сестру (так меньше вопросов), путешествуют по Америке начала прошлого века в поисках работы. В Техасе, смертельно больной и богатый фермер предлагает им, как и многим другим, работу на время сбора урожая. Пока взбаломошенный и необузданный Билл работает, ругается с управляющим и дерётся с такими же бродягами, как он, фермер – молодой и в общем-то вполне приятный человек — начинает оказывать знаки внимания Эбби. Несколько месяцев пролетают быстро, а заработанных денег, похоже, будет не так уж и много, и Билл, случайно подслушавший разговор хозяина фермы и его доктора о том, что жить первому осталось не больше года, предлагает Эбби выйти за фермера замуж… Всё-таки что-то потрясающее делает Малик в своих немногочисленных картинах, как фокусник, творя из воздуха, природы, людей и немногочисленных слов до невозможности поэтические, чувственные полотна, полные какого-то взрослого и осмысленного, но в тоже время легчайшего очарования и грустной романтичности поздней осени. Всё в этой печальной истории, конечно же, оказывается не так просто, как хотелось бы – пока одни не могут умереть, другие не могут жить. И Эбби в исполнении молодой и очаровательной Брук Эдамс, вдруг осознавшая ответные чувства к герою Сэма Шепарда, который тут иногда странным образом напоминает Роберта Карлайла, становится последней точкой как в образовавшемся любовном треугольнике, так и в жизни обоих мужчин, у которых, кажется, больше общего, чем могло бы показаться сначала. А страсти и чувства, как всегда бурлящие у героев Малика где-то глубоко внутри, лучше всего описывает то степь на закате позднего лета, то заснеженное и холодное пространство зимы, которая вроде бы должна решить все вопросы, то пылающие ночью поля, по которым несётся обезумевшая горящая повозка. Как и в остальных трёх лентах режиссёра, большее внимание уделяется визуальному – оператор Нестор Алмендрос вполне заслуженно заработал свой «Оскар» в 1979 году за эту картину. Впрочем, если попытаться взглянуть объективно на «Дни жатвы», то перед нами вполне обычная любовная драма с тремя симпатичными и не перетягивающими единолично на себя всё внимание зрителя персонажами. Концентрация внимания зрителя на истории и её деталях, а не только на человеке – это, наверное, тоже одно из редких умений Терренса Малика.
Слоган: «Your eyes... Your ears... Your senses... will be overwhelmed.»
- Оскар / Academy Awards, USA (1979 г.): Победитель в категории «Лучшая работа оператора» (Нестор Альмендрос), - Оскар / Academy Awards, USA (1979 г.): также представлялся в 3-х номинациях «Лучшие костюмы» (Патриция Норрис); «Лучший оригинальный саундтрек» (Эннио Морриконе); «Лучший звук»; - Британская академия / BAFTA Awards (1980 г.): Премия имени Энтони Эскуита за достижения в создании музыки к фильму (Эннио Морриконе); - British Society of Cinematographers (1979 г.): Номинировался на награду «Best Cinematography Award» (Нестор Альмендрос); - Каннский кинофестиваль / Cannes Film Festival (1979 г.) Терренс Малик победил в категории «Лучший режиссер»; - Каннский кинофестиваль / Cannes Film Festival (1979 г.): Номинация на награду «Золотая пальмовая ветвь» (Терренс Малик); - Золотой глобус / Golden Globes, USA (1979 г.): Номинировался на награду «Золотой глобус» в 2-х категориях «Лучший режиссер» (Терренс Малик) и «Лучший фильм» (драма); - David di Donatello Awards (1979 г.): Премия «Давид» была вручена в 2-х категориях «Лучшему иностранному сценаристу» (Терренс Малик) и «Лучшему иностранному актёру» (Ричард Гир - поровну с Мишелем Серро, сыгравшим в фильме «Клетка для чудил», 1978 г.); - Los Angeles Film Critics Association Awards (1978 г.): Награда «LAFCA Award» в категории «Лучшая работа оператора» (Нестор Альмендрос); - Национальный совет обозревателей / National Society of Film Critics Awards, USA (1979 г.): Награда «NSFC Award» в 2-х категориях «Лучшая работа оператора» (Нестор Альмендрос) и «Лучший режиссер» (Терренс Малик); - National Board of Review, USA (1978 г.): Награда «NBR Award» в категории «Лучший фильм»; - National Film Preservation Board, USA (2007 г.): фильм включён в Национальный регистр фильмов; - New York Film Critics Circle Awards (1978 г.): Награда «NYFCC Award» в категории «Лучший режиссер» (Терренс Малик) и 2-е место в категории «Лучший фильм» - награда «NYFCC Award»; - Writers Guild of America, USA (1979 г.): номинация на награду «WGA Award (Screen)» в категории «Лучший сценарий драмы, написанный для кино» (Терренс Малик).
- Весь фильм снимался либо в утренние, либо в вечерние сумерки. Терренс Малик хотел видеть в кадре белое небо и не хотел видеть солнце. - Почти сразу после начала съёмок Терренс Малик отказался от своего же сценария и около года снимал фильм практически на одной актёрской импровизации. Он хотел, чтобы актёры сами «нашли эту историю». - Джон Траволта, Аль Пачино и Дастин Хоффман отказались от роли Билла. - Оператор Нестор Алмендрос из-за проблем со зрением снимал фильм практически вслепую. Перед каждым дублем его ассистент делал снимок «полароидом», который оператор рассматривал под мощным увеличительным стеклом. - Одинокий сельский дом на горизонте, окружённый полями пшеницы (этот визуальный образ проходит через весь фильм) напоминает картину великого американского художника Эндрю Уайета «Мир Кристины». - Терренс Малик потратил два года на монтаж этого фильма. - Эпизод в котором Билл падает лицом в воду, был снят в большом аквариуме в гостинной дома Сисси Спэйсек (Терренс Малик работал с Сисси Спэйсек в своём предыдущем фильме 1973 года «Пустоши/Badlands»). - Натурные съёмки фильма проходили в провинции Альберта (Канада). Все здания, включая дом фермера, были построены декоратором Джоном Фиском из фанеры. - Кадры взлетающей стаи саранчи были сняты следующим образом: над полями кружил вертолёт, с которого в огромных количествах разбрасывался обычный арахис, а актёры в это же время пятились спиной вперёд. В готовом фильме данный материал просто прокручен в обратную сторону. - Книга, которую листает Линда в доме фермера — иллюстрированный выпуск «Книги джунглей» Редьярда Киплинга. - Хаскелл Уэкслер, который указан в титрах в качестве дополнительного оператора, говорил в частной беседе известному американскому кинокритику Роджеру Эберту, что именно он снял большую часть фильма.
«Эпическая ретро-драма». Из книги «3500 кинорецензий»: Даже критики из США отмечали, что молодой (тогда ещё 34-летний) постановщик Терренс Малик «добивается такого визуального качества, какое редко встретишь в американских фильмах». А каждый кадр этой ленты «выглядит как страница, вырванная из невероятно красивого художественного альбома». Картина «Дни Жатвы», которая действительно великолепно снята на широкоформатной плёнке французским (вообще-то кубинцем по происхождению) оператором Нестором Альмендросом, заслуженно удостоенным премии «Оскар», может доставить, вопреки сомнениям, эстетическое удовольствие даже на экране телевизора. Чрезвычайное внимание режиссёра к атмосфере действия, к состоянию природы и вещного мира, к их почти неуловимой связи с внутренними человеческими драмами (что проявилось уже в его выдающемся дебюте 1973 года «Опустошённые земли») приобретает в «Днях Жатвы» наибольшее значение.
Сюжет прост, можно сказать, почти примитивен. Парень по имени Билл, который работал на сталелитейном заводе в Чикаго, убил после ссоры своего хозяина, а потом убежал в Техас вместе с подружкой Эбби и её младшей сестрой Линдой. Там он устроился на заработки во время уборки урожая. Но идиллия в золотых тонах (ведь буквально название фильма переводится как «Райские дни») о поре жатвы на просторах Техаса в 1916 году содержит в себе мрачный исход — грядущий смерч, крах иллюзий, человеческую трагедию. Смертельно больному землевладельцу тоже приглянулась Эбби. И Билл, который выдавал себя за её брата, был вынужден согласиться на брак своей девушки с богатым фермером, но затем случившаяся стычка с ним привела этого изгоя общества к новому преступлению.
Тут тоже нетрудно увидеть явную перекличку с «Опустошёнными землями» не только по сюжетному мотиву. Вспомним, что 1916 год — это канун вступления США в первую мировую войну. А в своей первой ленте Малик намеренно помещал рассказ о реальных бандитах 50-х годов в актуальный контекст Америки 1964 года (как раз накануне её вступления в войну во Вьетнаме). Так что две эти работы американского постановщика — о времени перед наступлением резкого слома, о предгрозье, за которым неотвратимо следует буря, словно пророчествующая о близком конце света. Плодородные земли Техаса, которые, возможно, не без умысла сняты в канадской провинции Альберта, оказываются для героев всё теми же «бесплодными пустырями», где место одной лишь Жатве Господней, а именно — Страшному Суду.
Жаль, что очень талантливый кинематографист, получивший премию за режиссуру на фестивале в Канне в 1979 году (тогда одним из лауреатов был, между прочим, «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы), потом надолго замолчал после своеобразного «Апокалипсиса вчера». И только 20 лет спустя вдруг возник, будто из небытия, сняв всего лишь третью по счёту картину — антивоенную, даже пацифистскую «Тонкую красную линию», где людская бойня кажется тем страшнее, чем красивее окружающий мир в далёком, словно райском районе Гвадалканала. А ещё через семь лет Терренс Малик поставил историко-эпическую мелодраму «Новый Свет» о любви индианки и белого человека на фоне покорения аборигенов Америки английскими колонизаторами в XVII веке. 1989/2006 г. Оценка: 9/10.
8.0/10 (18,737 голосов)
Выпущено: США (Paramount Pictures; The Criterion Collection) Продолжительность: 01:33:59 Перевод: Профессиональный (двухголосый, закадровый) – «Критерион».
Все ссылки на файлы, выложенные на сайте нашими пользователями, были найдены в сети интернет как свободно распространяемые и предоставлены лишь в ознакомительных целях.
Если вы являетесь правообладателем какого либо контента и не желаете его свободного распространения, сообщите нам о нарушении и контент будет удален с нашего ресурса.[Правообладателям]